Сталин, Вучетич и памятник «Воин-освободитель» в Берлине

Эпоха Сталина
2 min readMar 13, 2021

Знавший войну не понаслышке, скульптор Вучетич глубоко осознавал величие подвига Николая Масалова. Аналогов ему не было ни в американской, ни в германской, ни в какой иной армии. И потому‑то сделал два эскиза памятника.

На первом — Сталин. На втором — солдат с девчушкой.

Оба эскиза выставили для обзора в одном из залов Московского Кремля. Посмотреть работу скульптора пришло много народа. Все столпились около полутораметровой скульптурной фигуры генералиссимуса и громко высказывали свое одобрение. Обернутую в целлофан фигуру солдата с девочкой будто не замечали.

Появился Сталин. Не торопясь прошел вокруг эскизов, повернувшись к скульптору, спросил:
– Слушайте, Вучетич, вам не надоел этот… с усами? — и показал мундштуком трубки в лицо полутораметровой фигуры.
– Это пока эскиз, — попытался кто‑то заступиться за скульптора.
– Автор был контужен на фронте, но не лишен языка, — прервал Сталин и устремил взгляд на фигуру под целлофаном. — А это что?
– Это тоже эскиз, — ответил Вучетич.
– Тоже и… кажется, не то же, — заметил Сталин. — Покажите…
Вучетич снял целлофан с фигуры солдата.
Оглядев эскиз памятника, Сталин улыбнулся и сказал:
– Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина на высоком могильном холме… Пусть этот великан в бронзе, победитель несет на своей груди девочку — светлые надежды народа, освобожденного от фашизма.
Только знаете, Вучетич, автомат в руке солдата надо заменить чем‑то другим. Автомат — утилитарный предмет нашего времени, а памятник будет стоять в веках. Дайте ему в руки что‑то символичное. Ну, скажем, меч. Увесистый, солидный. Этим мечом солдат разрушил фашистскую свастику. Меч опущен, но горе будет тому, кто вынудит богатыря поднять этот меч…
Согласны?..
– Дайте подумать, — ответил Вучетич.
– Думать никому не запрещено. Думайте. Желаю успеха… Возражений не слышу. Да и нет в них нужды…

Сталин крепко пожал Вучетичу руку.

Так было принято решение. Как и почти все, связанное с именем Сталина, эта история превратилась в легенду. Однако то, что именно Сталин порекомендовал скульптору заменить солдату автомат на меч, известно достоверно. Макет памятника скульптор направил в Ленинград, где изготовили 13‑метровую 72‑тонную фигуру Воина‑освободителя.

--

--